Печать

Организация списывает топливо.

    Практически на каждом предприятии в эксплуатации имеются автомобили. А поскольку деятельность каждого предприятия имеет свою специфику, то и автомобилям приходится работать в различных условиях: один автомобиль целый день развозит товар по городу, другой автомобиль развозит товар по всей республике ( включая мелкие населенные пункты), третий работает в условиях полного бездорожья и т.д. А тут еще и зима не за горами- холодное и снежное время года. Транспортным средствам приходится работать в особых условиях. Поэтому и у бухгалтеров возникает особенно много вопросов на тему списания стоимости топлива, израсходованного в процессе производственной деятельности предприятия. Для того, чтобы облегчить учет и систематизировать информацию по учету топлива в различных условиях работы предлагаем вашему вниманию эту статью.


    Для учета норм расхода топлива бухгалтер должен руководствоваться двумя основными нормативными документами, конкретно касающихся норм списания топлива :

  • Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 27.06.2011 N 41 «Об утверждении инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования».
  • Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.01.2012 N 3 "Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь", вступившего в силу 01.08.2012г.

    В зависимости от условия эксплуатации для автомобилей нужно разное количество топлива. В настоящей статье рассмотрены разные моменты : как условия работы машин, при которых нормы расхода топлива повышаются, так и условия работы машин, при которых нормы расхода топлива следует уменьшить. Правильное понижения и повышения норм расхода топлива поможет бухгалтерам определиться с учетом и грамотно рассчитать затраты предприятия , не нарушив при этом законодательства.

   Для разных марок и видов автотранспорта Минтрансом разработаны нормы расхода топлива- мера потребления топлива при работе автомобиля. Для чего эти нормы разрабатываются? Нормы устанавливаются не только для того, чтобы пользователь автомобиля информационно мог оценить затраты на топливо, но так же и для правильного бухгалтерского и налогового учета списания топлива на предприятиях. Для целей бухгалтерского учета на счетах затрат учитывается фактический расход топлива. Для налогового учета стоимость топлива, израсходованного в процессе эксплуатации автомобиля, относится на затраты предприятия, учитываемые при налогообложении, только в части стоимости топлива, израсходованного для производственных нужд предприятия ( производство и реализация товаров, работ , услуг) и только в пределах установленных норм( Налоговый Кодекс РБ ст. 130 . п.1.). Весь расход топлива выше нормы- не учитывается при налогообложении (Налоговый Кодекс РБ ст. 131 п.1.7).

    Автомобиль «сам знает свой необходимый жизненный расход топлива», поэтому на практике случается, что учитываемые нормы расхода топлива одни, а при фактическом замере израсходованного топлива нормы получаются выше. Бухгалтер в части нормы –относит стоимость топлива в затраты для налогообложения, а все, что выше, списывает за счет собственных средств предприятия. Но если условия работы автомобиля рассмотреть более детально, на практике может оказаться, что на законных основаниях бухгалтер может увеличить нормы расхода топлива для налогообложения, тем самым порадовав руководителя меньшим налогом на прибыль. Такие условия рассмотрим более детально.

    Согласно п. 10 Постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 27.06.2011 N 41 (далее Инструкция)
повышение норм топлива осуществляются при эксплуатации (приведем наиболее распостраненные, полный список перечислен в Инструкции):

  1. Автомобилей на территории РБ и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации - не более 10%. Зимние условия эксплуатации это не период декабрь- февраль или январь-февраль, это период, когда температура окружающего воздуха ниже 0 град , независимо от поры года. Температура воздуха определяется ответственным лицом организации на дату и время начало работы автомобиля. Если на момент выпуска автомобиля на линию зарегистрирована отрицательная температура воздуха, независимо от возможного потепления в течение дня , применяется повышенная линейная норма .(Этот момент многих бухгалтеров настораживает, но п. 8 Инструкции четко отвечает на этот вопрос). Температурные показания регистрируются в специальном журнале( см. приложение к Инструкции ), который хранится на предприятии три года после проведения проверки налоговыми органами.Для машин, механизмов и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и тому подобное), данное повышение не применяется;
  2.  Автомобиля в городах с численностью населения:
         -от 100 до 300 тысяч человек - не более 5%;
         -от 300 тысяч до 1 миллиона человек - не более 10%; 
         -от 1 до 3 миллионов человек - не более 15%; 
         -свыше 3 миллионов человек - не более 25%;
  3. Автомобиля с частыми технологическими остановками (более чем одна остановка на один километр пробега) - не более 10%;
  4. Автомобиля по свежеотсыпанному полотну при строительстве дорог или движущегося со скоростью до 20 км/ч - не более 10%;
  5. Автомобиля оборудованного кондиционером, установкой "климат-контроль" или дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме - не более 7%;
  6. Автомобиля, оснащенного автоматической коробкой передач (далее - АКПП), - не более 6% (от линейной нормы, взятой по модели автомобиля, имеющего аналогичный тип кузова, объем и мощность двигателя, оснащенного механической коробкой передач). Если линейная норма расхода топлива установлена с учетом АКПП, то данное повышение не применяется;
  7. Нового или прошедшего капитальный ремонт автомобиля на первую тысячу километров пробега - не более 10% ( не путать капитальный ремонт с текущим);
  8. И др.

    Повышение может быть как 1% так и предельная цифра повышения для конкретного случая. Нормы расхода топлива, условия и размер повышения , закрепляются в приказе руководителя для предупреждения спорных ситуаций при проверке учета на предприятии контролирующими органами.

    При поездках автомобиля на технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателя автомобиля после ремонта ежемесячный расход топлива не должен превышать 0,5% от общего его количества, потребляемого эксплуатируемыми автомобилями, при отсутствии экономии.

    Бывают случаи, когда при покупке нового автомобиля на предприятие, в утвержденных Минстрансом нормах отсутствуют нормы расхода на данный автомобиль. Для таких случаев в п. 7 Инструкции предусмотрена возможность учета расхода топлива по временной норме. За временную норму может быть взят контрольный расход топлива, установленный заводом –изготовителем, указанный в документах на эксплуатацию автомобиля. При отсутствии такого контрольного расхода топлива, временная норма может устанавливаться предприятием самостоятельно, ориентируясь на линейную норму такой же модели автомобиля с аналогичными техническими характеристиками (объемом и мощностью двигателя, типом коробки передач, массой и т.п). Временная норма может применяться до получения разработанной БелНИИТ "Транстехника" нормы на срок не более шести месяцев. По истечении шести месяцев и при отсутствии разработанной нормы стоимость израсходованного топлива уже не учитывается при налогообложении .

    Рассмотрев законное повышение норм расхода, не будем забывать, что в Инструкции предусмотрено и понижение норм расхода.
Так согласно п.12-13 при определенных условиях эксплуатации автомобиля мы просто обязаны снизить нормы расхода в следующих случаях :

  1. При эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта линейная норма расхода топлива понижается не более чем на 15% (за исключением учебной езды).
  2. При использовании дизельного топлива с присадкой FP-4000 линейная норма расхода топлива дополнительно понижается не более чем на 5%.

    Из вышенаписанного можем сделать вывод, что понижение при определенных условиях обязательно, но вот насколько будет норма понижена на 1% или на 5% - решает предприятия, утвердив это в приказе.

    Правом или обязанностью является повышение и понижение норм расхода топлива? Попробуем разобраться. По решению руководителя мы можем в случаях , предусмотренных Инструкцией , повышать нормы «п. 10 Повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации:….», но также в п. 6 абзац второй сказано «Руководитель организации имеет право понижать нормы расходы топлива, установленные Минтрансом …» из чего делаем вывод , что повышение норм возможно по желанию предприятия. Чего нельзя сказать о понижении норм расхода согласно п.12,13. Из буквального прочтения видим, что «понижение» при определенных условиях эксплуатации обязанность, а не право предприятия.

    При эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями в приказе по предприятию.

    При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности.

    Пример :
На автомобиль Volvo S80 2,5Ti установлена линейная норма расхода бензина 10,6 л на 100 кв.км
Согласно приказу применяются повышения:
- при эксплуатации по г. Минску - 10%;
- оборудование автомобиля системой «климат-контроль» - 7%;
Расчетная норма составит: 10,6 л + 10,6 л x (10% + 7% ) =12,4л на 100 км.

Для обоснованного расчета повышений, рекомендуется в путевых листах (или специальных регистрах, разработанных на предприятии для учета расхода топлива) указывать длину определенного отрезка пути, пройденного автомобилем в километрах.

Например :
По г.Минску- 20 км
Минск-Дзержинск – Минск- 100 км (условно)
Деревня Малиновка- Деревня Калиновка – 10 км ( дорога грунтовая) и т.д.

При таком раскладе очень удобно вести учет. Бухгалтеру не нужно писать бухгалтерскую справку-расчет на каждый путевой лист (или регистр)с подробным расчетом стоимости использованного топлива, и со стороны контролирующих органов вопросов при проверке не возникнет.

Индивидуальный предприниматель Борисенко Наталья Валерьевна
г.Минск, тел.: +375 29 3668488