Печать

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АУДИРУЕМЫХ ЛИЦ.

    С 01 января 2014г . вступил в силу Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 N 56-З "Об аудиторской деятельности" ( далее Закон). Согласно ст.2 Закона под аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается аудиторская услуга по независимой оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в том числе составленной в соответствии с МСФО , в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности.

   Аудиторскую проверку стоит расценивать не только как инструмент контроля, но и как инструмент помощи в осуществлении финансовой деятельности. Но не стоит думать, что работа аудитора дублирует работу налоговой службы. Цель, которую преследуют аудиторские услуги, не выявление случайных ошибок и намеренных просчетов. Аудиторы осуществляют грамотный контроль за соблюдением современных финансовых норм и оказывают помощь сотрудникам предприятия в освоении новшеств законодательства.

  Хотелось бы также отметить, что несмотря на то, что Закон вступил в действие с 01 января 2014г., положения об обязательном аудите нужно было применять уже начиная с отчетности за 2013г.

Справочно : аудиторская проверка не может осуществляться аудиторской организаций или аудитором индивидуальным предпринимателем, осуществляющими ведение бухгалтерского учета у аудируемого лица.

    Согласно действующему законодательству, а именно ст.17 Закона определен перечень организаций, которые независимо от желания подлежат аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности – обязательному аудиту. Так ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь:

  1. Акционерных обществ, обязанных согласно законодательству Республики Беларусь публиковать для всеобщего сведения годовой отчет;
  2. Национального банка Республики Беларусь;
  3. Банков, банковских групп, банковских холдингов;
  4. Бирж;
  5. Коммерческих организаций, уставные фонды которых частично или полностью сформированы за счет иностранных инвестиций;
  6. Страховых организаций, страховых брокеров;
  7. Резидентов Парка высоких технологий;
  8. Организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
  9. Профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  10. Иных организаций, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает в эквиваленте 5000000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 31 декабря предыдущего отчетного года. Справочно : Для данного пункта объем выручки в целях проведения обязательного аудита принимаются обороты в размере, отраженном по кредиту субсчета 90-1 "Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг" счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности".

    Отдельно хотелось уделить внимание аудиту коммерческих организаций, уставные фонды которых частично или полностью сформированы за счет иностранных инвестиций. С 24 января 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 N 53-З "Об инвестициях" в котором не определены доли иностранных инвестиций в уставном фонде , размер которых являлся бы критерием отнесения коммерческих организаций к организации с иностранными инвестициями. Таким образом согласно Закона обязательному аудиту подлежат любые коммерческие организации с иностранными инвестициями независимо от размера доли иностранных инвестиций в их уставном капитале.

    Законом определено, что обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится. Также вне зависимости от объемов выручки не подлежит аудиту отчетность индивидуальных предпринимателей.

    В отношении обязательного аудита хотелось бы проакцентировать внимание организаций , применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге доходов и расходов. Так отдельными законодательными актами к аудиту бухгалтерской ( финансовой) отчетности приравнен аудит данных книги учета доходов и расходов.

    В части сроков проведения обязательного аудита, законодательством установлено, что он должен быть проведен не позднее 30 июня года, следующего за отчетным, и соответственно аудиторское заключение в органы налоговой инспекции должны быть предоставлены не позднее 1 июля года, следующего за отчетным (проверяемым). Иными словами , если организация подлежит обязательному аудиту периода за 2014г. согласно Закона, аудит следует провести до 30.06.2015г. Для минимизации ошибок, неточностей и искажений с бухгалтерском и налоговом учете организаций целесообразно уже в настоящий момент , в 2014 г., позаботится о проверке отчетности и учета. Так «поэтапный» аудит ( например за 1 полугодие 2014г.) позволит своевременно до окончания налогового периода и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, выявить все искажения, неточности, устранить пробелы в понимании норм действующего законодательства, отрегулировать налоговые платежи и, если нужно, сдать в налоговые органы уточненные декларации.

    Помимо аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторские организации, аудиторы - индивидуальные предприниматели могут проводить аудит иной финансовой информации аудируемых лиц по так называемым специальным аудиторским заданиям. В Законе возможные варианты таких заданий не поименованы, т.к они могут выполняться по требованиям пользователей в целях получения информация по тому или иному вопросу, касающегося деятельности предприятия.

    Статьей 10 Закона установлена обязанность аудиторских организаций, аудиторов - индивидуальных предпринимателей не только представлять в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь аудиторское заключение, но и сообщать собственнику имущества (учредителям, участникам) аудируемого лица по итогам проведенного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в письменной форме сведения, свидетельствующие о нарушении аконодательства, в результате которого причинен либо может быть причинен ущерб физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству в размере, превышающем 1000 базовых величин на дату обнаружения нарушения.

    Одним из пунктов ст.10 Закона предусмотрена ответственность аудитора возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, причиненные убытки в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае виновного неисполнения обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг, включая случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг. Данную норму нужно рассматривать с нескольких позиций. Заключая договор на проведение аудита, организации изучают рейтинги аудиторских организаций, читают отзывы о компетентности того или иного аудитора.

    Профессионализм аудитора, как и представителей любой другой профессии в любой области , в вопросе качества проведенного аудита играют важную роль и , безусловно , проводя аудит, ответственность за выполненную работу конечно же несет аудитор. Но не лишним и организациям будет знать, по каким принципам проводится аудиторская проверка. Так понятие «существенность», определяющее результат взаимодействия количественных и качественных критериев оценки показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, является базовым в аудите, так как именно в зависимости от установленного уровня существенности определяется размер допустимой ошибки в отчетности и, соответственно, формируется аудиторское мнение о ее достоверности.

   Применение концепции существенности при планировании и проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций регулируются Национальными правилами аудиторской деятельности "Существенность в аудите", утвержденными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 06.03.2001 N 24. Так уровень существенности – это совокупный размер допустимых искажений в данных бухгалтерской отчетности, который не оказывает влияния на качество решений, принимаемых пользователями на основании анализа этой отчетности. Отметим, что при проведении аудита аудитор не обязан проверять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в полном объеме и оценивать нарушения с абсолютной степенью точности.

    С целью получения аудиторских доказательств достаточно проверить некоторый объем документов и хозяйственных операций за отчетный период, позволяющий выразить аудиторское мнение о достоверности отчетности во всех ее существенных аспектах. Поэтому аудитор подтверждает достоверность отчетности только в существенных моментах, т.е имеет место быть, что не все ошибки и нарушения законодательства будут выявлены в ходе аудита, в последствие чего аудируемое лицо может быть привлечено к ответственности. Еще раз напомним, что конечной целью аудита и не является выявление всех нарушений законодательства в учете, отчетности аудируемого лица.

    Не редкость, когда после проведения аудита, на предприятии проводится налоговая проверка и в проверенном аудиторами периоде находятся контролирующими органами нарушения и соответственно к организациям применяются штрафы. В таких случаях для того, чтобы привлечь аудитора к ответственности необходимо достоверно установить факт неисполнения договорных обязательств по качественному оказанию аудиторских услуг. Иными словами, предметом аудита является проверка и подтверждение достоверности бухгалтерской ( финансовой) отчетности , а не подтверждения полноты исполнения всех налоговых обязательств аудируемого лица. Конечно, полнота исполнения налоговых обязательств влияет на достоверность бухгалтерской ( финансовой) отчетности организации, поэтому и на проверку этого самого исполнения налоговых обязательств также распространяется общие правила и принципы аудита, в том числе и принцип существенности.

    Любой человек с подозрением и некоторой боязнью относится к проверке своей работы. Даже в том случае, когда недочетов и ошибок быть не должно, мы сомневаемся и волнуемся. Не переживает только тот, кому безразлична его работа. Так стоит ли бояться прихода аудитора? Нет. Если бухгалтер ответственно относится к своей работе, не допускает финансовых нарушений и подлогов, ему не нужно бояться проверок. Больше того, аудиторская проверка только повысит его репутацию как грамотного и высококвалифицированного специалиста. Заключение аудитора позволит повысить репутацию фирмы в глазах партнеров по бизнесу и клиентов, показывая, что фирма ведет свои дела честно и с ней можно иметь дело.

    Часто руководители фирм, особенно небольших, считают, что цены на аудиторские услуги достаточно высоки, поэтому аудит является непозволительной роскошью либо просто лишними расходами. И все же проведение аудиторской проверки является высокорентабельным делом. Во многих случаях аудит позволяет поднять доходы фирм в несколько раз за счет снижения потерь, отсутствия штрафов и повышения рентабельности средств. Аудитор является сторонним и беспристрастным лицом. Он может увидеть возможности для деятельности финансистов, которые упустили штатные сотрудники. Так же аудиторские услуги позволяют минимизировать налоговые риски и исправлять или даже предупреждать бухгалтерские ошибки, связанные с изменениями в финансовом или налоговом законодательстве и с человеческим фактором.

    Обязанность по проведению аудита прописана для некоторых категорий организаций законодательно, значит и согласно п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь 29.12.2009 N 71-З ( далее НК) затраты на проведение обязательного аудита учитываются при налогообложении. А как быть с расходами на так называемый инициативный аудит, когда обязательному аудиту организация не подлежит, но в аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности заинтересованы учредители, инвесторы и др. , которые и выступают заказчиками аудита . Разъяснения , касающиеся данный расходов приведены в Письме Министерства финансов Республики Беларусь от 05.07.2012 N 15-2-10/57 "Разъяснение о порядке отнесения расходов по оплате аудиторских услуг к затратам, учитываемым при налогообложении налогом на прибыль", а именно : если заказчиком аудита (либо иной аудиторской услуги) по договору оказания аудиторских услуг в установленном порядке выступает собственник имущества (учредители, участники) аудируемой организации, инвестор или другие лица, а затраты на аудиторские услуги несет аудируемая организация, то данные затраты аудируемой организацией могут быть отнесены к затратам, учитываемым при налогообложении.

    Согласно ст. 110 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" по требованию любого из участников общества с ограниченной ответственностью в соответствии со ст. 61 настоящего Закона может быть проведен аудит достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов) этого общества. В случае проведения такого аудита оплата аудиторских услуг осуществляется за счет участника общества с ограниченной ответственностью, по требованию которого он проводится. Расходы участника общества с ограниченной ответственностью на оплату такого аудита могут быть возмещены ему по решению общего собрания участников этого общества за счет средств общества. Согласно Письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.01.2011 N 2-2-10/10048 "О налогообложении" расходы общества по такому возмещению его участнику аудиторских расходов учитываются при налогообложении в соответствии с п. 1 ст. 130 НК.

    За уклонение от проведения обязательного аудита законодательством предусмотрена ответственность . Так ст. 12.31 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 N 194-З определено, что уклонение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.

Индивидуальный предприниматель Борисенко Наталья Валерьевна
г.Минск, тел.: +375 29 3668488